Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

10.07.2023 / Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 31.03.1999 № 114 «О социальном партнерстве в сфере труда»

     Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 31.03.1999 № 114 «О социальном партнерстве в сфере труда» (далее - Закон края № 114, край) рассмотрена 07.06.2023 на очередном заседании постоянного комитета Законодательной Думы края по вопросам социальной политики (далее - постоянный комитет). В результате рассмотрения вопроса постоянный комитет отметил следующее.

     Целью принятия Закона края № 114 стала необходимость определения правовых основ регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в крае.

     В правовую основу регулирования социально-трудовых отношений в крае входят генеральное, межрегиональное, краевое, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством.

     Система социального партнерства в крае нацелена на выполнение основных задач: обеспечение социально-ориентированной экономической политики в крае; создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений; разработку и заключение соглашений в соответствии с действующим законодательством; предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов путем договорного регулирования социально-трудовых отношений; защиту трудовых прав граждан, интересов наемных работников; совершенствование действующего законодательства.

     Принципы, задачи, формы социального партнерства, изложенные в Законе края № 114, находят отражение в его реализации и определяют эффективность договорных отношений в социально-экономической и трудовой сферах.

     В крае социальное партнерство рассматривается важной переговорной площадкой и наиболее реальным, цивилизованным способом взаимоотношений между властью, работодателями и работниками.

     В целом следует отметить, что эффективное взаимодействие сторон социального партнерства положительно отражается на социально-экономической политике края. В крае выстроен конструктивный диалог между Правительством края, работодателями и профсоюзами. Сохраняется социальная стабильность. Возникающие проблемные вопросы в трудовых коллективах решаются путем переговоров. Более 10 лет работники и работодатели не обращались за регистрацией коллективных трудовых споров. Это способствует консолидации усилий власти и общества, направленных на социально-экономическое развитие края в целях привлечения и закрепления трудовых ресурсов, создание условий для работы и комфортного проживания людей.

     Координирующую роль в системе социального партнерства выполняет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - трехсторонняя комиссия), которая является постоянно действующим органом в системе социального партнерства в крае. Состав представителей формируется на паритетной основе по 15 представителей со стороны Правительства края, соответствующих объединений (организаций) профсоюзов, объединений работодателей, работодателей и их представителей. От каждой стороны определяется координатор.

     Координатором трехсторонней комиссии является заместитель Председателя Правительства края - министр экономического развития края Калашников В.Д., координатором стороны Правительства края - заместитель Председателя Правительства края по социальным вопросам Никонов Е.Л., координатором стороны профсоюзов - председатель Союза «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов» Кононенко Г.А., координатором стороны работодателей - генеральный директор Исполнительной дирекции регионального объединения работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» Распутина М.Ю.

     Согласование позиции сторон по регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, дополнительным трудовым и социальным гарантиям, координации совместных действий в ходе проведения социально-экономической политики в крае осуществляется на основании заключенного 18 января 2023 года Соглашения между Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством края на 2023 - 2025 годы (далее - Соглашение).

     На заседаниях трехсторонней комиссии рассматриваются наиболее актуальные социально-экономические вопросы, так предметом обсуждений в 2022 году стали вопросы:

     о развитии инфраструктуры национальной системы квалификаций в крае;

     о мерах по увеличению объемов строительства социального и наемного жилья в крае;

     об исполнении государственной программы в сфере занятости населения;

     об информировании граждан о предполагаемом размере страховой пенсии как новом этапе развития пенсионного процесса;

     о состоянии и основных проблемах реализации молодежной политики в крае;

     о реализации Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости
и легализации трудовых отношений в Хабаровском крае на 2022 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства края от 28.01.2022 № 96-рп (далее - План).

     По итогам обсуждения рассматриваемых вопросов подготовлены рекомендации: по организации корпоративного волонтерства на предприятиях края; проведению превентивной работы, направленной на снижение неформальной занятости.

     Всего в 2022 году трехсторонней комиссией проведено 6 заседаний, рассмотрен 21 вопрос.

     Основными направлениями работы сторон социального партнерства в текущем году на заседании трехсторонней комиссии, являлись:

     организация переговорного процесса по разработке нового трехстороннего Соглашения на 2023 - 2025 годы;

     рассмотрение и согласование проектов правовых актов в сфере труда;

     проведение акции «Хабаровский край - за легальный труд!»;

     организация на территории края всероссийских и краевых конкурсов в сфере трудовых отношений.

     Информация о работе трехсторонней комиссии размещается на сайтах Правительства края, комитета по труду и занятости населения Правительства края, на сайтах и страницах социальных сетей иных участников социального партнерства.

     В городских округах и муниципальных районах края также действуют муниципальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

     Помимо краевого трехстороннего соглашения в крае заключаются территориальные и отраслевые соглашения.

     По состоянию на 15.05.2023 в крае действуют 7 соглашений, прошедших уведомительную регистрацию в комитете по труду и занятости населения Правительства края в соответствии со статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации.

     Сложность заключения территориальных трехсторонних соглашений зачастую обусловлена отсутствием легитимных сторон работодателей и работников или инициативы как со стороны представителей работников, так и со стороны работодателя по вступлению в переговорный процесс по заключению коллективного договора. В связи с чем существует необходимость проведения с работодателями края постоянной информационной работы по созданию территориальных объединений работодателей (на уровне муниципальных районов, городских, сельских поселений) в целях формирования муниципальных трехсторонних комиссий и развития социального партнерства на уровне муниципальных образований края.

     В порядке оказания практической помощи комитетом по труду и занятости населения Правительства края разработан макет коллективного договора, а также методические рекомендации по подготовке и проведению переговорного процесса. Соглашением на 2023 - 2025 годы предусмотрена работа сторон по разработке макетов отраслевых коллективных договоров, что позволит минимизировать нарушения прав сторон при подготовке договора. Также в целях повышения компетенции работников и работодателей, их представителей в вопросах социального партнерства сторонами социального партнерства систематически проводятся совместные обучающие мероприятия.

     Комитет по труду и занятости населения Правительства края осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров.

     Наибольшая доля коллективных договоров по видам экономической деятельности заключена в сферах образования (53 %), государственного управления и обеспечения безопасности (16 %), здравоохранения (12 %), культуры, спорта, досуга и развлечений (6 %). При этом по форме собственности организации, в которых заключены коллективные договоры, распределяются следующим образом: муниципальная - 55 процентов; государственная (федеральная и краевая) - 37 процентов; иная - 8 процентов.

     Таким образом, коллективные договоры заключаются преимущественно в организациях бюджетной сферы.

     Имеется тенденция по увеличению количества зарегистрированных коллективных договоров, соглашений, изменений к ним (в 2020 - 755, в 2021 - 802, в 2022 - 841, за 5 месяцев 2023 года - 406), что указывает на положительную динамику в сфере правового регулирования на уровне организации, снижению неформальной занятости, более тщательного соблюдения трудового права, установления дополнительных гарантий работникам.

     В рамках осуществления контроля за выполнением коллективных договоров работодатели представляют в комитет по труду и занятости населения Правительства края информацию о выполнении коллективного договора.

     В целях нормотворческого регулирования, более активного исполнения законодательства, согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, существует необходимость обратить внимание исполнительных органов края, органов местного самоуправления края использовать применение на практике статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проекты нормативных правовых актов в сфере труда необходимо направлять на рассмотрение в краевую либо муниципальную трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим объединениям профсоюзов и объединениям работодателей), а также рассматривать решения указанных комиссий (или мнения сторон) при принятии соответствующих актов.

     В крае продолжается работа по созданию условий для развития социального партнерства в сфере труда в соответствии с Законом края № 114.

     Так, в целях совершенствования правового регулирования сферы труда и повышения эффективности используемых механизмов социального партнерства для достижения запланированного результата Союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов» подготовлены предложения по внесению изменений в Закон края № 114, направленные на расширение понятийного аппарата, правовой основы регулирования социально-трудовых отношений в крае, дополнение новыми актуальными задачами системы социального партнерства в крае (обеспечение социальной стабильности в Хабаровском крае на основе объективного учета и согласования интересов всех слоев населения и повышение качества жизни населения Хабаровского края на основе роста экономической эффективности и производительности труда).

     По результатам рассмотрения вопроса принято решение отметить необходимость дальнейшего развития социального партнерства в сфере труда на территории края в целях создания согласованной политики в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, взаимодействия сторон государства, работодателей и работников на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

     Комитету по труду и занятости населения Правительства края рекомендовано:

     продолжить оказание органам местного самоуправления городских округов, Охотского муниципального округа и муниципальных районов края методической и организационной помощи в реализации комплекса мер, направленных на заключение коллективных договоров между работодателями и работниками;

     проводить с работодателями края информационную работу по созданию в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» территориальных объединений работодателей (на уровне муниципальных районов, городских, сельских поселений) в целях формирования муниципальных трехсторонних комиссий и развития социального партнерства на уровне муниципальных образований края.

     Исполнительным органам края, органам местного самоуправления городских округов, Охотского муниципального округа и муниципальных районов края дана рекомендация направлять проекты нормативных правовых актов в сфере труда на рассмотрение в краевую либо муниципальную трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим объединениям профсоюзов и объединениям работодателей), а также рассматривать решения указанных комиссий (или мнения сторон) при принятии соответствующих актов в соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации.


Версия для печати: