Информация

Молодежный парламентский центр правовой помощи

Дни и часы приема:
Понедельник, среда, четверг, пятница – с 15.00 до 17.00

Адрес:
680000, Россия, г. Хабаровск,
ул. Муравьева-Амурского, 19,
кабинет 533

Телефон:
+7 (4212) 47-26-41, 47-50-04



Ассоциация молодежных парламентов Российской Федерации
                            
Наш адрес: 680002, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19

31.05.2016 / Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания первой помощи в Российской Федерации»

Проект
 

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
 

Глава 1 Общие положения
 

     Статья 1. Предмет правового регулирования

     Предметом правового регулирования являются отношения, связанные с оказанием первой помощи на добровольной и безвозмездной основе. Настоящим законом устанавливаются принципы оказания первой помощи, определяется правовой статус лиц, нуждающихся в оказании первой помощи и лиц, добровольно оказывающих первую помощь, закрепляются основные гарантии защиты и основания освобождения от ответственности, лиц добровольно оказывающих первую помощь, а также предусматриваются случаи, в которых лицо, нуждающееся в оказании первой помощи и лицо, добровольно оказавшее первую помощь, имеет право на возмещение материального вреда, а в исключительных случаях, предусмотренных настоящим законом, возможно возмещение и морального вреда.

     

     Статья 2. Действие настоящего закона в пространстве, во времени и по кругу лиц

     В пространстве:

На всей территории РФ, включая все виды транспортных средств (водный, наземный, воздушный, космический транспорт и т.д.), пространство которых отнесено к территории РФ в соответствии с законом;

     По кругу лиц:

1) Добровольными спасателями могут быть граждане РФ, соответствующие требованиям настоящего закона;

2) Лицом, нуждающимся в оказании первой помощи, может быть любое физическое лицо.

     Во времени:

Настоящий закон не имеет обратной силы, то есть не распространяется на отношения, которые возникли до вступления в силу настоящего закона, за исключением споров, связанных с возмещением морального и материального ущерба в пользу лица, оказавшего первую помощь, если при этом возмещение не связано с извлечением материальной выгоды, а лицо, оказавшее первую помощь, соответствует требованиям настоящего закона.  
 

     Статья 3. Основные понятия

     Добровольный спасатель - гражданин, обладающий правом оказания первой помощи, на добровольной и безвозмездной основе, оказавшись в ситуации, когда существуют достаточные основания полагать, что существует реальная угроза жизни и здоровью другого лица, взялось оказывать первую помощь, до прибытия лиц, в чьи профессиональные обязанности входит оказание такой помощи.

     Право оказания первой помощи означает, что добровольным спасателем могут быть лица, отвечающие минимальным требованиям для допуска к оказанию первой помощи (имеет сертификат специалиста, подтверждающий соответствующую квалификацию или иной разрешительный в соответствии с законодательством документ), а равно лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или иными образовательными стандартами, действовавшими в соответствии с законодательством на момент получения такого образования;

     Первая помощь, оказываемая добровольным спасателем - помощь, оказываемая до медицинской помощи добровольным спасателем при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью.

     Пострадавший - лицо, которое нуждается в оказании первой помощи.

     Ситуация угрожающая жизни и здоровью - обстоятельства, при которых угроза жизни и здоровью пострадавшего реальная и требует принятия экстренных мер.

     Правовой статус лица, оказывающего первую помощь - совокупность прав, обязанностей и гарантий защиты добровольного спасателя.

     Иммунитет добровольного спасателя - гарантии защиты добровольного спасателя, в том числе освобождения от юридической ответственности, если в его действиях отсутствуют признаки крайней небрежности.

     Действия, содержащие признаки крайней небрежности - это действия, содержащие признаки, которые явно свидетельствуют о намерении причинить вред здоровью или имуществу другого лица или вред своему здоровью, равно как и собственному имуществу в корыстных целях (материальный вред), а также иные действия, оскорбляющие религиозные чувства или направленные на унижение чести и достоинства (моральный вред).  

     Условия оказания первой помощи - совокупность обстоятельств, при которых добровольный спасатель имеет право и возможность оказывать первую помощь.

     Экстренные меры - совокупность мер, входящих в перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

     Экстренный характер оказания первой помощи означает ее незамедлительность с момента, когда ее оказание становиться возможным.

     Риск добровольного спасателя - действия добровольного спасателя предусматривают определенный риск. В случае если во время оказания первой помощи, иным способом предотвратить вред не представлялось возможным, то риск считается оправданным.

     

     Статья 4. Условия оказания первой помощи

     1) Лицо, оказывающее первую помощь (далее добровольный спасатель), обладает правом оказания первой помощи,

     2) Пострадавший находится в ситуации, угрожающей жизни и здоровью.

     3) В момент оказания первой помощи, добровольный спасатель в полной мере осознает характер своих действий;

     4) Отсутствует угроза жизни и здоровью добровольному спасателю. В случае, если добровольный спасатель осознает, что угроза жизни или здоровью ему самому реальная, однако, несмотря на это, он продолжает оказание первой помощи, то в случае получение вреда здоровью или иных травм, он имеет право на возмещение, связанное с необходимостью такого лечения, если в его действиях не содержались признаки крайней небрежности.

     

     Статья 5. Принципы оказания первой помощи

     а) законности (отношения, связанные с оказанием первой помощи устанавливаются и регулируются законом);

     б) добровольности (решение об оказании первой помощи принимается самостоятельно, из внутренних побуждений, вызванных стремлением помочь другому человеку);

     в) безвозмездности (оказание первой помощи не содержит цели извлечение дохода в любой форме);

     г) разумности (при оказание первой помощи использование разумных приемов, средств и способов предполагается);

     д) соразмерности (с учетом рискового характера оказания первой помощи вред причиненный, должен быть меньше вреда предотвращенного);

     е) своевременности (необходимость оказания первой помощи обусловлена данным временем и местом);  

     ж) реальность (наличие угрозы жизни и здоровью);

з) добросовестность (действия добровольного спасателя предполагают добросовестность, то есть отсутствие намерения причинить вред, пока не будет доказано иное).
 

Глава 2 Правовой статус добровольного спасателя и потерпевшего
 

     Статья 6. Обязанности добровольного спасателя

     1. Прежде чем приступить к оказанию первой помощи, добровольный спасатель должен убедиться, что соблюдены все условия оказания первой помощи.

     2. Добровольный спасатель обязан:

     1) сообщить пострадавшему (если тот, находится в сознании) о наличии права на оказание первой помощи;

     2) при наличии возможности, получить согласие на оказание первой помощи от пострадавшего (если пострадавший в сознании);

     3) приступив к оказанию первой помощи, продолжать оказывать первую помощь до прибытия лиц, в чьи профессиональные обязанности входит оказание медицинской помощи;

     4)  прекратить действия, направленные на оказание первой помощи, в случае, если пострадавший, находящийся в сознании, отзывает свое согласие;

     5) возместить материальный и моральный вред, если в его действиях содержаться признаки крайней небрежности.

     

     Статья 7. Права добровольного спасателя

     1. Добровольный спасатель вправе отказаться от оказания первой помощи до начала ее оказания.

     2. Добровольный спасатель имеет право:

     1) использовать все имеющиеся предметы и средства, необходимые для оказания первой помощи;

     2) совершать действия, указанные в перечне мероприятий по оказанию первой помощи или иные действия направленные на оказание первой помощи;

     3) прекратить оказание первой помощи при возникновении ситуации, опасной для жизни или здоровья самого добровольного спасателя;

     4)  требовать возмещение материального вреда, если такой вред был причинен с целью оказания первой помощи.

     5) требовать возмещение материального вреда, вызванного заражением заболеванием, о котором пострадавший знал и имел возможность сообщить, но не сообщил.

     

     Статья 8. Обязанности пострадавшего

     Пострадавший обязан:

     1) предупредить добровольного спасателя о наличии инфекционных и иных заболеваний, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью самого добровольного спасателя;

     2) после дачи согласия на оказание первой помощи, всячески содействовать её оказанию;

     3) возместить добровольному спасателю материальный вред, если такой вред стал следствием оказания первой помощи.

     

     Статья 9. Права пострадавшего

     Пострадавший имеет право:

     1) не давать согласие на оказание первой помощи;

     2) отказаться от оказания первой помощи, отозвав свое согласие;

     3) на получение информации о праве добровольного спасателя на оказание первой помощи;

     4) требовать возмещения материального и морального вреда, если в действиях добровольного спасателя содержаться признаки крайней небрежности.

     Глава 3 Гарантии защиты добровольного спасателя

     

     Статья 10.  Гарантии защиты добровольного спасателя

     1. Добровольный спасатель обладает иммунитетом до тех пор, пока не будет доказано иное.

     2. Гарантии защиты добровольного спасателя включают, что:

     1) действия добровольного спасателя подразумевают добросовестность и разумность;

     2) в случае, если вред причинен пострадавшему, то обязанность доказывать причинение вреда лежит на пострадавшем (моральный и материальный вред);

     3) в случае, если вред причинен добровольному спасателю, то обязанность доказывать причинение вреда лежит на добровольном спасателе (материальный вред);

     4) в день оказания первой помощи, в случае, если добровольный спасатель находился не при исполнении трудовых или служебных обязанностей, он освобождается от работы;

     5) добровольный спасатель пользуется всеми видами защиты, предусмотренными законодательством РФ, если в его действиях не содержаться признаки крайней небрежности.
 

Глава 4 Оказание первой помощи
 

Статья 11. Перечень состояний, при которых возможно оказание первой помощи

     1. Первая помощь оказывается при:

     1) отсутствие сознания;

     2) остановка дыхания и кровообращения;

     3) наружные кровотечения;

     4) инородные тела верхних дыхательных путей;

     5) травмы различных областей тела;

     6) ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

     7) отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

     8) отравления;

     9) иных состояниях здоровья, при которых оказание первой помощи носит экстренный характер
 

Статья 12. Перечень мероприятий по оказанию первой помощи

     1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

     1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

     2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

     3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

     4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

     5) оценка количества пострадавших;

     6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

     7) перемещение пострадавшего.

     2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

     3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

     4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

     1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

     2) выдвижение нижней челюсти;

     3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

     4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

     5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

     1) давление руками на грудину пострадавшего;

     2) искусственное дыхание "Рот ко рту";

     3) искусственное дыхание "Рот к носу";

     4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

     6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

     1) придание устойчивого бокового положения;

     2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

     3) выдвижение нижней челюсти.

     7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

     1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

     2) пальцевое прижатие артерии;

     3) наложение жгута;

     4) максимальное сгибание конечности в суставе;

     5) прямое давление на рану;

     6) наложение давящей повязки.

     8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

     1) проведение осмотра головы;

     2) проведение осмотра шеи;

     3) проведение осмотра груди;

     4) проведение осмотра спины;

     5) проведение осмотра живота и таза;

     6) проведение осмотра конечностей;

     7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

     8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения

     9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения).

     10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

     11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

     12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

     9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

     1) Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

     2) Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

     

Глава 5 Ответственность добровольного спасателя

     

     Статья 13. Ответственность добровольного спасателя

     1. Основанием привлечения к ответственности является превышение пределов крайней необходимости.  

     2. Добровольный спасатель освобождается от ответственности в случае:

     1) причинённый вред меньше, чем предотвращенный;

     2)  если его действия содержали оправданный риск;

     3) в иных случаях, если в его действиях полностью отсутствовали признаки крайней небрежности.

     

Глава 6 Заключительные и переходные положения
 

Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

      

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

     

     

     

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О правовом регулировании оказания первой помощи в РФ»

     Согласно статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья. Статья 2 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает понятие охрана здоровья как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Краеугольным камнем такого определения является закрепление за гражданами возможности самостоятельно заниматься охраной здоровья.

     Зачастую мы становимся свидетелями ситуаций, когда случается так, что скорая помощь еще не приехала, а оказание помощи носит неотложный характер. Для решения такого рода проблем в статье 31 ФЗ № 323 закреплен институт оказания первой помощи: «Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью». Также законом установлен круг лиц, в чьи обязанности входит оказание первой помощи. Как правило, такие обязанности носят профессиональный характер, что означает их «обязательность», однако, как правило, исключительно в рабочее время. К примеру, ст. 31 ФЗ №323: «Лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, являются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб».

     Однако стоит заметить, что указанный перечень не является исчерпывающим. Согласно статье 20 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» к числу требований, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения относится подготовка и обучение водителей навыками оказания первой помощи.

     Поскольку законом не дан исчерпывающий перечень ситуаций, при которых требуется оказание первой помощи, а лишь указаны случаи, при которых она оказывается: «+ при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях+», то вполне обосновано предположить, что ключевым критерием оценки необходимости ее оказания, является фактор угрозы жизни или здоровью, независимо от обстоятельств, которые предшествовали этому, будь то авария, стихия или ДТП. Несчастный случай может произойти с кем угодно и где угодно. Например, трагическая история Артема Чечикова 25 августа 2014 года в Аэропорту Шереметьева, когда из-за вовремя не оказанной первой помощи, молодой парень скончался еще до прибытия скорой помощи.

     Круг лиц, потенциально правомочных оказывать первую помощь является довольно-таки обширным, начиная от водителей транспортных средств, работников специализированных служб и заканчивая врачами. По совокупности обязанности последних сводятся к исполнению их лишь в рабочее время, в нерабочее время же «можно просто пройти мимо» (Почему именно так, будет подробно расписано ниже). Связанно это с тем, что, будучи при исполнении должностных обязанностей, данные категории граждан обладают особым правовым статусом, включающим в себя, в том числе и гарантии защиты, в мере определенной законом. И если же лицо, находится не при исполнении, то никакие гарантии защиты на него не распространяется. И получается, что он действует «на свой страх и риск».

     Обратимся к действующему законодательству. Начнем с уголовной ответственности. Подавляющее число людей ссылаются на наличие уголовной ответственности для врачей, в случае неоказания ими помощи нуждающемуся человеку, считая, что они обязаны оказывать таковою всегда и везде. Что ж обратимся к ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».

     1. В соответствии с законодательством при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, сердечных приступах и т.п.), гражданам должна оказываться скорая медицинская помощь. Она осуществляется безотлагательно лечебными учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, а также медицинскими работниками согласно закону или специальному правилу. Исходя из смысла статьи, диспозиция является бланкетной, требующей изучения иных нормативных документов и инструкций. Чаще всего это касается скорой медицинской помощи, врачи и фельдшеры которой обязаны оказывать населению первую медицинскую помощь.

     2. Объект преступления обладает определенной спецификой. Это жизнь и здоровье больного человека.

     3. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: деянием в форме бездействия, т.е. невыполнением действий, которые возложены на виновного законом или специальным правилом (неявка врача к больному по вызову, отказ принять больного в поликлинике, отказ сделать искусственное дыхание, экстренную операцию), последствиями в виде вреда средней тяжести, которые причинены здоровью больного, и обязательно наличием причинной связи между бездействием и причиненным вредом. Не будет считаться преступным бездействие лица при наличии особых уважительных обстоятельств (крайняя необходимость, непреодолимая сила, военные действия, некомпетентность врача, отсутствие необходимых медикаментов и т.п.). В каждом конкретном случае вопрос с этим решается с учетом всех объективных и субъективных факторов.

     4. Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины. Вина в форме прямого умысла к факту неоказания помощи больному и в форме легкомыслия или небрежности к причинению вреда здоровью.

     5. Субъект преступления - специальный, физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обязанное оказывать больному медицинскую помощь.

     Таким образом, обязать оказывать первую помощь, под угрозой привлечения к уголовной ответственности можно только то лицо, в чьи профессиональные обязанности входит оказание медицинской помощи. Лица же, оказывающие домедицинскую помощь, в нашем случае первую помощь, под ответственность, предусмотренную данной статьей не попадают, поскольку обязанности оказывать медицинскую помощь не имеют. Путаница во многом возникает из-за того, что врачи, в силу наличия определенных знаний и навыков, во время исполнения своих должностных обязанностей оказывают медицинскую помощь, а, если находятся вне рабочее время, то оказывают первую помощь до тех пор, пока не прибудет бригада скорой помощи, с врачами, которые обязаны оказывать медицинскую помощь в силу уже своих должностных обязанностей.

     Сложность ситуации заключается и в еще одном факторе. Напомним, что обязанность оказания первой помощи устанавливается федеральным законом или же специальным правилом. Допустим, если с лицами обязанными федеральным законом оказывать первую помощь четко определено (перечень служб указан выше), то кто является обязанными в соответствии со специальным правилом?  На сегодняшний день таким специальным правилом является клятва врача России. Среди прочего, в ней сказано: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь + быть всегда готовым оказать медицинскую помощь+». И вновь речь идет о медицинской помощи, кроме того, лишь напоминая о необходимости быть готовым к ее оказанию. Из такой формулировки очевидно, что невозможно однозначно определить, что врачи, будучи не при исполнении, несут обязанность оказания медицинской помощи наравне с теми, кто находится на службе. Про оказание первой помощи также ничего не сказано.

     Другая статья, на которую также многие ссылаются, считая, субъектно урегулированными отношения по оказанию первой помощи, это ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».

     1. Объективная сторона. Преступление совершается исключительно путем бездействия, которое выражается в умышленном оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению. Состояние потерпевшего характеризуется малолетним возрастом, старостью, болезнью, а равно иным беспомощным состоянием, понятие которого в законе не определено исчерпывающим перечнем. Поэтому беспомощное состояние может быть обусловлено, например, беременностью, физическим недоразвитием, очевидным отсутствием навыков выживания в конкретных условиях (в горах, на дрейфующем судне и т.д.) Состав по конструкции формальный, для ответственности достаточно лишь самого оставления в опасности.

     2. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, при этом виновный осознает, что его действия отличаются заведомостью, т.е. он осознает опасность оставления указанных в законе лиц без помощи и желает поступить таким образом.

     Обязательным условием наступления уголовной ответственности по данной статье является наличие одного из следующих обстоятельств: 1) виновный имел возможность оказать помощь лицу и был обязан иметь о нем заботу; 2) виновный сам поставил лицо в опасное для жизни и здоровья состояние. Соединительный союз между двумя обстоятельствами, изложенными в п. 1, позволяет утверждать, что для наличия данного состава преступления необходимо установить как возможность оказания помощи лицу, находящемуся в опасности, так и обязанность иметь о данном лице заботу. Соответственно, в случае, если предполагаемый виновный мог оказать помощь лицу, находящемуся в опасности, но не был обременен заботой о нем, он не может быть признан субъектом данного преступления.

     3. Субъект преступления специальный - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное заботиться о потерпевшем либо поставившее его в такое опасное состояние. В связи с декриминализацией преступления, предусмотренного ст. 265 УК, заведомое оставление водителем без помощи потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, должно квалифицироваться по ст. 125 УК.

     Таким образом, если представить ситуацию, что лицо не имеет возможности и обязанности заботиться о потерпевшем, либо не сам поставил потерпевшего в ситуацию опасную для жизни или здоровья, то обязанности оказывать первую помощь, под угрозой уголовной ответственности также нет.

     Из приведенного выше перечня, становится очевидным тот факт, что основная категория лиц, потенциально способных наиболее качественно оказать первую помощь, а именно врачи, не имеют обязанности ее оказывать. Получается совершенно новый, на сегодняшний день никак и нигде не урегулированный нормами права, пласт общественных отношений. Возникает множество вопросов. Каков правовой статус лиц, оказывающих первую помощь, а достаточно ли диплома медицинского вуза или необходим определенный стаж и квалификация; условия при которых считается неотложным проведение мероприятий по оказанию первой помощи и что это за мероприятия; каковы размер, пределы и основания гражданско-правовой ответственности; что делать и кто виноват в случае причинения вреда жизни или здоровью и т.д.

     Отметим, что на сегодняшний день гражданско-правовая ответственность в указанной сфере, регулируется лишь в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и то, если вред был получен при исполнении договорных или иных обязательств (пар. 2 гл. 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации)(1).

_________________________

(1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 29.01.1996 № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 5 - ст. 410.
 

     Как мы выяснили, у врачей нет законом установленной обязанности оказания первой помощи, а что касается договорных обязательств, то в случае, если ситуация произошла на улице и люди вообще видят друг друга впервые, соответственно понятно, что про наличие такой обязанности речи быть не может. Соответственно гражданско-правовая ответственность урегулирована также не на должном уровне, полностью полагаясь на правоприменителя.

     В итоге получается, что врач становится заложником своего социального статуса, как человека, имеющего особые знания и навыки. Исправить такую тенденцию можно, но только если изменить принципиальный подход к решению данной проблемы. А именно, отойти от практики обязывания, и перейти к практике добровольного исполнения.

     Таким образом, основным механизмом решения проблемы является наделение особым статусом «добровольного спасателя» граждан (врачей), обладающих необходимыми знаниями и навыками, которые, не в силу должностных обязанностей, а на основе внутреннего побуждения и во имя общественной пользы, имели бы возможность оказывать первую домедицинскую помощь, будучи уверенным, что их права защищены законом, именно не с точки зрения уголовно-правового обязывания, а с позиции гражданско-правового дозволения. Важно, что такое дозволение способно стать реальным инструментом охраны не только своего здоровья, но и здоровья других людей.
 
 
 


 
 
 
 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к федеральному закону «О правовом регулировании оказания первой помощи в РФ»

 

 Принятие федерального закона «О правовом регулировании оказания первой помощи в РФ» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.

    

    

    

    

П Е Р Е Ч Е Н Ь
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О правовом регулировании оказания первой помощи в РФ»

 

 Принятие федерального закона «О правовом регулировании оказания первой помощи в РФ» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов. Потребуется внесение соответствующих изменений в нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

     

     



Анонсы

Новости

9 октября 2022 года
7 октября 2022 года
4 октября 2022 года
3 сентября 2022 года
29 июня 2022 года
22 июня 2022 года
6 июня 2022 года
24 мая 2022 года
17 мая 2022 года
13 мая 2022 года

Последние документы


|  Главная  |  Карта сайта  |  Обратная связь  |


Молодежная общественная палата при Законодательной Думе Хабаровского края.



Разработка сайта: Софтинформбюро