Информация

Молодежный парламентский центр правовой помощи

Дни и часы приема:
Понедельник, среда, четверг, пятница – с 15.00 до 17.00

Адрес:
680000, Россия, г. Хабаровск,
ул. Муравьева-Амурского, 19,
кабинет 533

Телефон:
+7 (4212) 47-26-41, 47-50-04



Ассоциация молодежных парламентов Российской Федерации
                            
Наш адрес: 680002, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19

Роль молодежи в органах государственной власти

Роль молодежи в органах государственной власти

     Участие молодежи в управлении государственными делами имело непосредственное отношение к проблеме повышения производительности и качества труда. Ведь депутаты были призваны оказывать органам власти содействие в организации и контроле над выполнением планов социально-экономического развития.

     Для этого депутат обладал соответствующими полномочиями. В том числе следующими: правом вносить предложения об отчете или информации любого должностного лица; возможностью обращаться с запросом к аппарату исполнительной власти, его отделов и управлений, к руководителям предприятий, учреждений и организаций. Государство гарантировало депутату условия, необходимые для осуществления его полномочий. Так, должностные лица, которым направлялись предложения и замечания, были обязаны рассматривать их и о результатах сообщать депутату и исполнительному комитету.

     Депутатский мандат приобретался на основе выборов. Конституция СССР гарантировала всем гражданам, достигшим 18-ти лет, всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Фактически же к кандидатам в депутаты предъявлялись определенные требования. Постановлением ЦК КПСС от 1 октября 1968 г. предпочтение было отдано хорошо зарекомендовавшим себя комсомольским работникам и активистам.

     Депутатский корпус формировался целенаправленно. При этом как правило соблюдались два условия. Первое - состав Советов должен был отражать социальную структуру общества. То есть выявлялись средние статистические показатели, предназначенные для публикации. Второе - состав Советов должен был способствовать эффективной работе органов власти. Поэтому учитывались, с одной стороны, роль руководителей и специалистов как ответственных за производство лиц. С другой - роль работников, но не только как исполнителей. Идеология наделила последних "функцией рабочего контроля. Именно этой функции придавали особенное значение, рассматривая ее как стимул производительности труда: рабочий контроль над руководителями и специалистами, над выполнением плановых заданий.

В действительности органы власти объективно были заинтересованы в депутатах руководителеях и специалистах. В той ситуации, когда главенствовали административные методы управления, только через названную категорию депутатов можно было продуктивно влиять на процесс и результаты труда. В числе старше 30-ти лет, члены КПСС. Исходя из этого, другая часть депутатов-производственников состояла из женщин-работниц 18-29 летнего возраста, членов ВЛКСМ. Так устанавливался среднестатистический баланс сил.

     К примеру, в 1975 г. соотношение кандидатов в депутаты, а затем собственно и депутатов, Приморского краевого Совета по полу выглядело следующим образом: возрастная категория 18-29 лет -мужчин 8%, женщин 40,9%; 30 лет и старше - мужчин 40,2%, женщин 10,9% По роду занятий из 127 молодых депутатов рабочих было 114 человек (89,8%), а специалистов только 13 человек (10,2%).

     Аналогичная тенденция, но наиболее отчетливо, про слеживалась при формировании исполнительных органов власти. Весьма незначительное использование потенциала молодого поколения здесь было очевидным. Так, в состав исполнительных комитетов Приморского края входили в 1971 г. 7,0%, в 1973 г. 8,3%, в 1975 г. 8,1% от общего количества депутатов в возрасте 18-29 лет. Расчеты показали, что большинство молодежи (86,4%) работали в исполкомах поселковых и сельских Советов. Причем, председателями были 13,9%, заместителями председателей 10,2%, секретарями 39,0%, членами исполкомов 16,8% от числа избранных на вышеназванные должности.

     Вместе с тем, с точки зрения долгосрочных политических решений, пришли к пониманию необходимости обеспечить преемственность власти. В Постановлении ЦК КПСС от 5 мая 1968 г. речь шла о том, что "партийные организации должны широко вовлекать комсомольцев в работу местных Советов". В дальнейшем придерживались этой установки: если в 1965 г. депутаты в возрасте 18-29 лет составляли 15,8% контингента Советов Приморского края,' то в 1975 г. - 30,2%. Весомой стала доля комсомольцев.

     В чем же причины такого противоречия: с одной стороны,
увеличение     количества     молодых     депутатов,     с     другой - тенденциозность подбора кандидатур? По-видимому, причин было несколько. Первая из них-объективная заключалась в том, что Советы в первую очередь решали повседневные, текущие задачи с опорой на руководителей и специалистов. Ведь тогда не было специально подготовленных управленческих кадров. Учились на собственном опыте, а он требовал определенного времени. Вторая-субъективная причина - "старение власти" (Геронтократия - власть стариков). Во главе государства стояли люди преклонного возраста. Поскольку все, что исходило из центра воспринималось как эталон, постольку аналогичная тенденция становилась характерной для территорий.

     

     Такая ситуация в 1990-е гг. привела к негативным последствиям. Вмиг произошла резкая смена поколений. К власти в стране пришли теоретически грамотные, но практически неопытные в управлении молодые политики. В регионах даже подобного рода новаторов было крайне мало. Места во властных структурах занимали люди среднего и старшего возраста, почти полностью вытеснив молодежь. Проблема преемственности власти вновь отодвинута. Однако ее нужно решать. Полагаем, что для возрастной категории 18-29 лет следует ввести отдельную квоту на выборах в законодательные собрания всех уровней. Кандидатов в депутаты должны выдвигать молодежные организации.

Деятельность молодых депутатов местных Советов

     В изучаемые годы как заклинание твердили, что главной экономической задачей является обеспечение дальнейшего значительного роста промышленности, высоких устойчивых темпов развития сельского хозяйства, при этом назначение каждого трудового коллектива, каждого работника заключалось в выполнении "возложенных на них производственных и общественных обязанностей". Молодые депутаты - это те же непосредственные работники. Они должны были, не порывая с производством или служебной работой, оказывать содействие в решении хозяйственных и социально-культурных проблем.

     Следовательно, депутаты были призваны соотносить свою деятельность с выполнением народнохозяйственных планов и таким образом влиять на повышение производительности труда. Для этого предусматривалось участие депутатов в работе сессий и постоянных комиссий Советов, в избирательных округах. Намечалась организациия их обучения.

     На сессии могли рассмотреть и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Совета. Депутаты имели право и одновременно обязанность присутствовать здесь, принимать участие в подготовке материалов и обсуждении повестки дня, устанавливать контроль над их решениями. Во середине 1960-х гг. участие молодых депутатов в работе сессий было невысоким. С 1970-х гг. по предложению ЦК КПСС активность названных депутатов возрастала. Они стали избираться председателями и секретарями сессий, регулярно выступали с докладами и в прениях, входили в состав комиссий по выработке решений.

     В ходе подготовки материалов к сессиям и проверки выполнения решений Совета, молодые депутаты сталкивались с нарушениями порядка в торговле и общественном питании, с жилищно-бытовыми и другими неурядицами. Они были обеспокоены

отсутствием в магазинах нужного количества и ассортимента продовольственных, хозяйственных и культурно-бытовых товаров, освещением улиц и состоянием дорог. Вышеперечисленные недостатки молодые депутаты связывали с невыполнением плановых заданий промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

     Невыполнение директивных заданий молодые депутаты объясняли в свою очередь целым рядом факторов: до конца неиспользованными резервами производства; техническим и технологическим отставанием; упущениями в руководстве; пробелами в организации соцсоревнования, укреплении дисциплины труда; дефицитом рабочих кадров. Поскольку это, как расценивали тогда, поддерживало живучесть проблем, постольку внимание депутатов концентрировалось на преодолении сдерживающих факторов. Они обращались к органам власти или в вышестоящие инстанции с просьбами о финансовой поддержке конкретных предприятий, об усилении контроль за их работой и т.д.

     Молодые депутаты, искренне вступая в борьбу с недостатками, были не в состоянии осознать их подлинного происхождения. Они не могли оценить последствий абсолютизации роли государства и опоры последнего главным образом на базовые отрасли экономики в ущерб развитию местной промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг. Они не понимали, что в условиях жесткого централизованного планирования и распределения реально отсутствовали мотивы повышения производительности труда. Ведь была ограничена возможность не только заработать деньги, но и с пользой для себя потратить их.

     Постоянные комиссии создавались для предварительного изучения вопросов и содействия в выполнении решений Совета. Их функции состояли, с одной стороны, в разработке предложений и подготовке заключений органа власти. С другой - в оказании помощи при осуществлении исполнения, контроле решений Совета, его исполнительного комитета и вышестоящих государственных органов. В 1968 г. ЦК КПСС признал целесообразным создание постоянных комиссий по делам молодежи в Верховных и местных Советах, во взаимодействии с которыми предусматривалось рассмотрение вопросов воспитания, образования, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, ее участия в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве.

     Состав постоянных комиссий формировался так, чтобы вместе трудились депутаты с большим и незначительным опытом партийной, советской, профстоюзной, комсомольской и производственной работы. Представительные органы подчеркнуто обязательно относились к формам и методам своей деятельности и социальному статусу депутатов или в рамках секции. Содержание работы строилось с опорой на инструкции, памятки, вопросники-правила обследования и проверки. Они позволяли депутату действовать строго в пределах своей компетенции.

     Справки, записки и другая информация, составленная молодыми депутатами по заданию Советов, свидетельствовали в целом о их исполнительской дисциплине. Знакомясь с состоянием дел на предприятиях, в учреждениях, организациях, депутаты как положено излагали план мероприятий, отмечали положительное и недочеты. Предложения и рекомендации, внесенные ими, были выдержаны хоть и в смягченных, но все-таки в повелительных тонах: "усилить внимание", "принять меры", "исправить недостатки" и т.п.

     Результаты усилий молодых депутатов оценить крайне сложно: каких-либо специальных критериев такой оценки не существует. В конкретных случаях, как показывает анализ архивных документов, они помогали органам власти в решении насущных проблем. Ведь доверие к депутатам в обществе безусловно было; да и законы способствовали тому, чтобы они позитивно влияли на ситуацию. Кроме того, нередко были примеры, когда создавалось впечатление, что активизация работы - путь к преодолению недостатков. Но переломить негативную динамику социально-экономического развития депутаты, конечно же, не могли, поскольку последняя имела глубокие и недоступные для них корни.

     Из вышесказанного, однако, не следует то, что участие молодежи в органах власти нужно исключить как обременительное и не перспективное дело. Напротив, вовлечение молодежи в управление государством, на наш взгляд, следует поощрять и продвигать. Та деятельность, которая осуществлялась, была полезной, но недостаточной. Главное изменить ее содержание, устранив любую имитацию "бурной деятельности", а также манипулирование мнением депутатов, но включив реальные механизмы бюджетного регулирования. В этом случае следует уточнить формы и методы работы. Учить молодежь управлению -это один из основных приоритетов государства и общества.

     



Анонсы

Новости

9 октября 2022 года
7 октября 2022 года
4 октября 2022 года
3 сентября 2022 года
29 июня 2022 года
22 июня 2022 года
6 июня 2022 года
24 мая 2022 года
17 мая 2022 года
13 мая 2022 года

Последние документы


|  Главная  |  Карта сайта  |  Обратная связь  |


Молодежная общественная палата при Законодательной Думе Хабаровского края.



Разработка сайта: Софтинформбюро