Информация

Молодежный парламентский центр правовой помощи

Дни и часы приема:
Понедельник, среда, четверг, пятница – с 15.00 до 17.00

Адрес:
680000, Россия, г. Хабаровск,
ул. Муравьева-Амурского, 32,
кабинет 301

Телефон:
+7 (4212) 31-84-30



Ассоциация молодежных парламентов Российской Федерации
                            
Наш адрес: 680002, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19

История развития молодежного парламентаризма на ДВ

Роль молодежи в органах государственной власти
Молодежная политика (1965-1985 гг.)
Искры времени
12.05.2014 Об опыте организации работы в Хабаровском крае по реализации молодежными парламентами социально ориентированных проектов
На Собрании Молодежной общественной палаты, которое состоялось в октябре 2013 г., были рассмотрены примеры добровольческой деятельности молодых парламентариев, в связи с чем было принято решение подготовить методический сборник об опыте работы Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края и молодежных парламентов при органах местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края по реализации социально ориентированных мероприятий
23.05.2014 "Никто, кроме человека!"
Члены Совета Молодежной общественной палаты при краевом парламенте обсудили итоги реализации донорской акции «Никто, кроме человека!».

 

Роль молодежи в органах государственной власти

Роль молодежи в органах государственной власти

     Участие молодежи в управлении государственными делами имело непосредственное отношение к проблеме повышения производительности и качества труда. Ведь депутаты были призваны оказывать органам власти содействие в организации и контроле над выполнением планов социально-экономического развития.

     Для этого депутат обладал соответствующими полномочиями. В том числе следующими: правом вносить предложения об отчете или информации любого должностного лица; возможностью обращаться с запросом к аппарату исполнительной власти, его отделов и управлений, к руководителям предприятий, учреждений и организаций. Государство гарантировало депутату условия, необходимые для осуществления его полномочий. Так, должностные лица, которым направлялись предложения и замечания, были обязаны рассматривать их и о результатах сообщать депутату и исполнительному комитету.

     Депутатский мандат приобретался на основе выборов. Конституция СССР гарантировала всем гражданам, достигшим 18-ти лет, всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Фактически же к кандидатам в депутаты предъявлялись определенные требования. Постановлением ЦК КПСС от 1 октября 1968 г. предпочтение было отдано хорошо зарекомендовавшим себя комсомольским работникам и активистам.

     Депутатский корпус формировался целенаправленно. При этом как правило соблюдались два условия. Первое - состав Советов должен был отражать социальную структуру общества. То есть выявлялись средние статистические показатели, предназначенные для публикации. Второе - состав Советов должен был способствовать эффективной работе органов власти. Поэтому учитывались, с одной стороны, роль руководителей и специалистов как ответственных за производство лиц. С другой - роль работников, но не только как исполнителей. Идеология наделила последних "функцией рабочего контроля. Именно этой функции придавали особенное значение, рассматривая ее как стимул производительности труда: рабочий контроль над руководителями и специалистами, над выполнением плановых заданий.

В действительности органы власти объективно были заинтересованы в депутатах руководителеях и специалистах. В той ситуации, когда главенствовали административные методы управления, только через названную категорию депутатов можно было продуктивно влиять на процесс и результаты труда. В числе старше 30-ти лет, члены КПСС. Исходя из этого, другая часть депутатов-производственников состояла из женщин-работниц 18-29 летнего возраста, членов ВЛКСМ. Так устанавливался среднестатистический баланс сил.

     К примеру, в 1975 г. соотношение кандидатов в депутаты, а затем собственно и депутатов, Приморского краевого Совета по полу выглядело следующим образом: возрастная категория 18-29 лет -мужчин 8%, женщин 40,9%; 30 лет и старше - мужчин 40,2%, женщин 10,9% По роду занятий из 127 молодых депутатов рабочих было 114 человек (89,8%), а специалистов только 13 человек (10,2%).

     Аналогичная тенденция, но наиболее отчетливо, про слеживалась при формировании исполнительных органов власти. Весьма незначительное использование потенциала молодого поколения здесь было очевидным. Так, в состав исполнительных комитетов Приморского края входили в 1971 г. 7,0%, в 1973 г. 8,3%, в 1975 г. 8,1% от общего количества депутатов в возрасте 18-29 лет. Расчеты показали, что большинство молодежи (86,4%) работали в исполкомах поселковых и сельских Советов. Причем, председателями были 13,9%, заместителями председателей 10,2%, секретарями 39,0%, членами исполкомов 16,8% от числа избранных на вышеназванные должности.

     Вместе с тем, с точки зрения долгосрочных политических решений, пришли к пониманию необходимости обеспечить преемственность власти. В Постановлении ЦК КПСС от 5 мая 1968 г. речь шла о том, что "партийные организации должны широко вовлекать комсомольцев в работу местных Советов". В дальнейшем придерживались этой установки: если в 1965 г. депутаты в возрасте 18-29 лет составляли 15,8% контингента Советов Приморского края,' то в 1975 г. - 30,2%. Весомой стала доля комсомольцев.

     В чем же причины такого противоречия: с одной стороны,
увеличение     количества     молодых     депутатов,     с     другой - тенденциозность подбора кандидатур? По-видимому, причин было несколько. Первая из них-объективная заключалась в том, что Советы в первую очередь решали повседневные, текущие задачи с опорой на руководителей и специалистов. Ведь тогда не было специально подготовленных управленческих кадров. Учились на собственном опыте, а он требовал определенного времени. Вторая-субъективная причина - "старение власти" (Геронтократия - власть стариков). Во главе государства стояли люди преклонного возраста. Поскольку все, что исходило из центра воспринималось как эталон, постольку аналогичная тенденция становилась характерной для территорий.

     

     Такая ситуация в 1990-е гг. привела к негативным последствиям. Вмиг произошла резкая смена поколений. К власти в стране пришли теоретически грамотные, но практически неопытные в управлении молодые политики. В регионах даже подобного рода новаторов было крайне мало. Места во властных структурах занимали люди среднего и старшего возраста, почти полностью вытеснив молодежь. Проблема преемственности власти вновь отодвинута. Однако ее нужно решать. Полагаем, что для возрастной категории 18-29 лет следует ввести отдельную квоту на выборах в законодательные собрания всех уровней. Кандидатов в депутаты должны выдвигать молодежные организации.

Деятельность молодых депутатов местных Советов

     В изучаемые годы как заклинание твердили, что главной экономической задачей является обеспечение дальнейшего значительного роста промышленности, высоких устойчивых темпов развития сельского хозяйства, при этом назначение каждого трудового коллектива, каждого работника заключалось в выполнении "возложенных на них производственных и общественных обязанностей". Молодые депутаты - это те же непосредственные работники. Они должны были, не порывая с производством или служебной работой, оказывать содействие в решении хозяйственных и социально-культурных проблем.

     Следовательно, депутаты были призваны соотносить свою деятельность с выполнением народнохозяйственных планов и таким образом влиять на повышение производительности труда. Для этого предусматривалось участие депутатов в работе сессий и постоянных комиссий Советов, в избирательных округах. Намечалась организациия их обучения.

     На сессии могли рассмотреть и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Совета. Депутаты имели право и одновременно обязанность присутствовать здесь, принимать участие в подготовке материалов и обсуждении повестки дня, устанавливать контроль над их решениями. Во середине 1960-х гг. участие молодых депутатов в работе сессий было невысоким. С 1970-х гг. по предложению ЦК КПСС активность названных депутатов возрастала. Они стали избираться председателями и секретарями сессий, регулярно выступали с докладами и в прениях, входили в состав комиссий по выработке решений.

     В ходе подготовки материалов к сессиям и проверки выполнения решений Совета, молодые депутаты сталкивались с нарушениями порядка в торговле и общественном питании, с жилищно-бытовыми и другими неурядицами. Они были обеспокоены

отсутствием в магазинах нужного количества и ассортимента продовольственных, хозяйственных и культурно-бытовых товаров, освещением улиц и состоянием дорог. Вышеперечисленные недостатки молодые депутаты связывали с невыполнением плановых заданий промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

     Невыполнение директивных заданий молодые депутаты объясняли в свою очередь целым рядом факторов: до конца неиспользованными резервами производства; техническим и технологическим отставанием; упущениями в руководстве; пробелами в организации соцсоревнования, укреплении дисциплины труда; дефицитом рабочих кадров. Поскольку это, как расценивали тогда, поддерживало живучесть проблем, постольку внимание депутатов концентрировалось на преодолении сдерживающих факторов. Они обращались к органам власти или в вышестоящие инстанции с просьбами о финансовой поддержке конкретных предприятий, об усилении контроль за их работой и т.д.

     Молодые депутаты, искренне вступая в борьбу с недостатками, были не в состоянии осознать их подлинного происхождения. Они не могли оценить последствий абсолютизации роли государства и опоры последнего главным образом на базовые отрасли экономики в ущерб развитию местной промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг. Они не понимали, что в условиях жесткого централизованного планирования и распределения реально отсутствовали мотивы повышения производительности труда. Ведь была ограничена возможность не только заработать деньги, но и с пользой для себя потратить их.

     Постоянные комиссии создавались для предварительного изучения вопросов и содействия в выполнении решений Совета. Их функции состояли, с одной стороны, в разработке предложений и подготовке заключений органа власти. С другой - в оказании помощи при осуществлении исполнения, контроле решений Совета, его исполнительного комитета и вышестоящих государственных органов. В 1968 г. ЦК КПСС признал целесообразным создание постоянных комиссий по делам молодежи в Верховных и местных Советах, во взаимодействии с которыми предусматривалось рассмотрение вопросов воспитания, образования, труда, быта, отдыха и охраны здоровья молодежи, ее участия в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве.

     Состав постоянных комиссий формировался так, чтобы вместе трудились депутаты с большим и незначительным опытом партийной, советской, профстоюзной, комсомольской и производственной работы. Представительные органы подчеркнуто обязательно относились к формам и методам своей деятельности и социальному статусу депутатов или в рамках секции. Содержание работы строилось с опорой на инструкции, памятки, вопросники-правила обследования и проверки. Они позволяли депутату действовать строго в пределах своей компетенции.

     Справки, записки и другая информация, составленная молодыми депутатами по заданию Советов, свидетельствовали в целом о их исполнительской дисциплине. Знакомясь с состоянием дел на предприятиях, в учреждениях, организациях, депутаты как положено излагали план мероприятий, отмечали положительное и недочеты. Предложения и рекомендации, внесенные ими, были выдержаны хоть и в смягченных, но все-таки в повелительных тонах: "усилить внимание", "принять меры", "исправить недостатки" и т.п.

     Результаты усилий молодых депутатов оценить крайне сложно: каких-либо специальных критериев такой оценки не существует. В конкретных случаях, как показывает анализ архивных документов, они помогали органам власти в решении насущных проблем. Ведь доверие к депутатам в обществе безусловно было; да и законы способствовали тому, чтобы они позитивно влияли на ситуацию. Кроме того, нередко были примеры, когда создавалось впечатление, что активизация работы - путь к преодолению недостатков. Но переломить негативную динамику социально-экономического развития депутаты, конечно же, не могли, поскольку последняя имела глубокие и недоступные для них корни.

     Из вышесказанного, однако, не следует то, что участие молодежи в органах власти нужно исключить как обременительное и не перспективное дело. Напротив, вовлечение молодежи в управление государством, на наш взгляд, следует поощрять и продвигать. Та деятельность, которая осуществлялась, была полезной, но недостаточной. Главное изменить ее содержание, устранив любую имитацию "бурной деятельности", а также манипулирование мнением депутатов, но включив реальные механизмы бюджетного регулирования. В этом случае следует уточнить формы и методы работы. Учить молодежь управлению -это один из основных приоритетов государства и общества.

     



Анонсы

Новости

13 апреля 2017 года
7 апреля 2017 года
29 марта 2017 года
20 марта 2017 года
17 марта 2017 года
27 февраля 2017 года
16 февраля 2017 года
15 февраля 2017 года
13 февраля 2017 года
24 января 2017 года

Последние документы


|  Главная  |  Карта сайта  |  Обратная связь  |


Молодежная общественная палата при Законодательной Думе Хабаровского края .



Разработка сайта: Софтинформбюро