СОВЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
12.07.2023 № 114
г. Амурск
О проблемах оказания первичной медико-санитарной помощи в Хабаровском крае
Заслушав информацию о проблемах оказания первичной медико-санитарной помощи в Хабаровском крае, члены Совета председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе Хабаровского края (далее - Совет, Дума, край) отмечают следующее.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах численностью до 50 тысяч человек, распоряжением Правительства края от 15.12.2020 № 1344-рп утверждена программа края «Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края» (далее - Программа) со сроком реализации пять лет (2021 - 2025 годы). За период реализации Программы планируется проведение капитального ремонта 47 объектов здравоохранения, ввод в эксплуатацию 42 объектов здравоохранения, оснащение 40 медицинских организаций 1 211 единицами оборудования, приобретение 123 автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации и для доставки медицинских работников до места жительства пациентов.
В целях повышения доступности медицинской помощи населению отдаленных и труднодоступных населенных пунктов организовано оказание плановой первичной специализированной медико-санитарной помощи в выездных формах мобильными медицинскими бригадами районных организаций здравоохранения. За пять месяцев 2023 года осуществлено 175 выездов, осмотрено почти 10 тысяч человек, проведено свыше 6 тысяч лабораторных и инструментальных исследований, выявлено около 4 тысяч патологий.
В рамках выездной работы в крае до 2022 года проводилась акция «Теплоход «Здоровье». Выезд мобильной медицинской бригады, сформированной на базе КГБУЗ «Территориальный консультативно-диагностический центр» министерства здравоохранения края, осуществлялся в труднодоступные населенные пункты в бассейне реки Амур (Амурский, Комсомольский, имени Полины Осипенко, Ульчский муниципальные районы края) с целью раннего выявления социально значимых заболеваний и заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения в крае.
В состав медицинских бригад были включены медицинские работники по 17 специальностям: терапевт, педиатр, хирург, кардиолог, акушер-гинеколог, гастроэнтеролог, офтальмолог, невролог, оториноларинголог, ревматолог, эндокринолог, аллерголог-иммунолог, дерматовенеролог, психиатр-нарколог, фтизиатр, рентгенолог, эндокринолог.
За 2022 год осуществлено 717 выездов в районы края, осмотрено 63 410 человек, выполнено 138 210 посещений, проведено 33 174 лабораторных и инструментальных исследования.
В настоящее время акция «Теплоход «Здоровье» временно приостановлена в связи с тем, что компания, которая выиграла конкурс и должна была предоставить теплоход для работы врачей в сезоне 2023 года, в последний момент отказалась выполнить свои обязательства. Информация о компании включена в реестр недобросовестных поставщиков, контракт расторгнут. КГБУЗ «Территориальный клинико-диагностический центр» министерства здравоохранения края ведет работу по подготовке нового контракта.
В целях обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, в край поставлено 26 единиц санитарного транспорта девяти медицинским организациям на сумму 26,4 миллиона рублей для доставки пациентов в медицинские организации, доставки медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов.
В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.08.2022 № 2406-р «О закупке автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов российского производства» в 2022 году в край поступили 15 автомобилей скорой медицинской помощи, из них 14 автомобилей класса «В» и один автомобиль класса «С» для восьми медицинских организаций.
В соответствии с Программой, планами министерства транспорта и дорожного хозяйства края и органов местного самоуправления муниципальных образований края осуществляются мероприятия по поддержанию в нормативном состоянии и своевременному проведению текущего и капитального ремонта автомобильных дорог.
Важными задачами Программы являются устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, увеличение заявок на целевое обучение врачей, разработка и реализация региональных мер стимулирования медицинских работников в части предоставления единовременных выплат, обеспечения служебным жильем.
Проблема дефицита специалистов здравоохранения как высшего, так и среднего звена отмечается в Ванинском, Вяземском, Комсомольском, Николаевском, Ульчском муниципальных районах края. В Нанайском муниципальном районе края в ряде сельских поселений медицинская помощь оказывается несколько раз в неделю выезжающими из районного центра специалистами.
По состоянию на 01.01.2023 медицинскую помощь жителям края оказывали
4 982 врача и 9 904 средних медицинских работника.
За 2019 - 2022 годы численность врачей снизилась на 333 человека, средних медицинских работников - на 1 018 человек.
В целях обеспечения отрасли здравоохранения края врачами организована целевая подготовка специалистов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ДВГМУ) по программам специалитета и ординатуры. Министерством здравоохранения Российской Федерации ежегодно устанавливается для края в ДВГМУ большая часть целевых мест относительно остальных заказчиков целевой подготовки: 2021 год - 165 мест (52,4% от всех заказчиков целевой подготовки), 2022 год - 189 мест (57,8% от всех заказчиков целевой подготовки), 2023 год - 186 мест (56,5% от всех заказчиков целевой подготовки).
В 2022 году в рамках подготовки за счет средств краевого бюджета в краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения края зачислено восемь ординаторов и два аспиранта, в ДВГМУ - четыре аспиранта. В 2023 году в рамках подготовки за счет средств краевого бюджета представлены заявки на обучение еще 22 ординаторов и семи аспирантов.
Особое внимание в крае уделяется комплектованию отрасли здравоохранения края средними медицинскими работниками, увеличен набор в краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский государственный медицинский колледж» имени Г.С. Макарова министерства здравоохранения края (далее - колледж) с 505 человек в 2019 году до 700 человек в 2023 году.
Кроме того, согласно поручению Президента Российской Федерации от 20.01.2023 № Пр-64 необходимо обеспечить к 2024/2025 учебному году увеличение на 10 процентов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, набор в колледж в 2024/2025 учебном году должен составить не менее 770 человек.
Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не столько с дефицитом врачей и средних медицинских работников по ряду специальностей, сколько со сформировавшимися диспропорциями в отрасли здравоохранения края, а именно с дисбалансом в обеспеченности медицинскими кадрами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных и амбулаторных условиях.
Сохраняется тенденция сокращения численности специалистов первичного звена. За 10 лет численность участковых врачей снизилась на 12,6 процента и составила в 2022 году 625 человек (в 2012 году - 704 человека).
Важнейшим источником восполнения кадрового потенциала отрасли здравоохранения края в муниципальном округе и муниципальных районах края является реализация программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». За период их реализации в отрасль здравоохранения края было привлечено 533 специалиста (435 врачей и 98 средних медицинских работников), в том числе в 2022 году - 71 специалист (45 врачей и 26 средних медицинских работников).
Вместе с тем 125 человек (29% от числа привлеченных) уволились, не отработав пяти лет. В 2023 году по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» планируется привлечь 78 специалистов, в том числе 55 врачей и 23 средних медицинских работника.
В рамках подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы края «Развитие здравоохранения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края от 22.10.2013 № 350-пр, за 2013 - 2022 годы привлечено 239 специалистов (43 врача и 196 средних медицинских работников), в том числе в 2022 году - 16 специалистов. План на 2023 год - 15 специалистов.
Остро стоит вопрос обеспечения жильем нуждающихся медицинских работников (с. Найхин и пос. Синда Нанайского муниципального района края, Ульчский муниципальный район края). В настоящее время в служебных жилых помещениях проживают 264 медицинских работника организаций здравоохранения края. В 2023 году для отрасли здравоохранения края распределено пять служебных квартир, две квартиры предоставлены по договорам коммерческого найма, из муниципального жилищного фонда предоставлено 16 квартир. Вместе с тем 463 медицинских работника нуждаются в улучшении жилищных условий.
В рамках Программы предусмотрено строительство новых объектов здравоохранения, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, что потребует увеличение численности врачей в первичном звене здравоохранения к 2025 году на 179 человек.
Продолжается строительство новых объектов здравоохранения: «Детский больничный комплекс в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре», «Межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска-на-Амуре», инфекционный корпус краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская краевая клиническая больница» имени А.К. Пиотровича, для комплектования которых дополнительно потребуется привлечь не менее 100 врачей.
Вместе с тем для ряда муниципальных районов края остается актуальной проблема строительства, реконструкции фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, а также гаражных боксов для размещения автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи актуальна для ряда муниципальных районов края (Нанайский, Вяземский).
В Комсомольском муниципальном районе края отмечается недостаточная обеспеченность информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» сельских поселений, что не позволяет качественно осуществлять оформление медицинских услуг в цифровом формате.
В Охотском муниципальном округе края особого внимания требует вопрос дооснащения и переоснащения медицинским оборудованием объектов здравоохранения (требуется приобретение видеостойки эндоскопической для малоинвазивных операций).
Также уже более трех лет председатели Собраний депутатов северных территорий края отмечают проблему недостаточности оплаты проезда больных и сопровождающих их лиц к месту обследования и лечения (только один раз в год). В случае выявления у пациента заболеваний разного характера в течение одного года, требующих направления его в медицинские организации края, пациенту приходится оплачивать проезд за свой счет или отказываться от направления.
В связи с вышеизложенным Совет
РЕШИЛ:
1. Принять информацию по вышеуказанному вопросу к сведению.
2. Органам местного самоуправления городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов края рекомендовать продолжить работу по:
2.1. Оповещению жителей о работе мобильных медицинских бригад в муниципальном округе, муниципальных районах края и оказанию содействия в организации доставки жителей к месту работы данных бригад для проведения профилактических и диспансерных осмотров.
2.2. Привлечению медицинских работников для трудоустройства в медицинские организации, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, и закреплению медицинских работников для постоянного проживания на указанных территориях, уделяя внимание организации культурно-досуговой деятельности, бытовой обустроенности, инфраструктурной привлекательности поселений.
2.3. Информированию обучающихся образовательных организаций в крае о мерах поддержки специалистов в сфере здравоохранения в целях повышения престижности профессии медицинского работника.
3. Министерству здравоохранения края рекомендовать проработать:
продление срока реализации Программы в целях удовлетворения всей потребности в повышении технического уровня отрасли здравоохранения;
внесение изменений в приказ министерства здравоохранения края от 30.01.2015 № 1 «О порядке направления больных в медицинские организации, расположенные на территории Хабаровского края, в целях оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оплаты проезда больных и сопровождающих их лиц» в части увеличения количества оплачиваемых поездок больных в медицинские организации, расположенные на территории края, в течение календарного года либо проработать вопрос комплексного медицинского обследования и лечения пациентов в рамках одного посещения указанных медицинских организаций;
установление выплат участникам программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» с применением районного коэффициента, установленного для северных территорий;
внедрение в рамках выделенных бюджетных лимитов обоснованной дифференциации единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) в зависимости от удаленности сельского населенного пункта, рабочего поселка от краевого и районных центров;
предоставление компенсации медицинским работникам, работающим в сельских населенных пунктах, фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из средств краевого бюджета по аналогии с действующими выплатами педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в целях недопущения создания социальной несправедливости в отношении специалистов здравоохранения;
направление автопоезда «Здоровье» в отдаленные и труднодоступные населенные пункты муниципальных районов края в зимнее время года;
использование резервов повышения эффективности в организации проведения медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе в рамках установления режимов работы врачебных кабинетов и процесса организации диспансеризации в течение года;
продолжение практики командирования по принципу «вахтового метода» врачей из числа специалистов краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения края, в случае длительного (более месяца) отсутствия соответствующего врача-специалиста в отдаленных поселениях края;
обеспечение медицинских кабинетов в школах необходимым количеством медицинских работников;
дооснащение и переоснащение медицинским оборудованием объектов здравоохранения Охотского муниципального округа края;
создание в городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» зонального (межрайонного) врачебно-диагностического центра для специализированного медицинского обслуживания спортсменов, лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
4. Министерству строительства края рекомендовать продолжить работу по строительству служебных жилых помещений для работников краевых бюджетных учреждений, в том числе для работников медицинский организаций.
5. Министерству цифрового развития и связи края рекомендовать провести работу по улучшению качества обеспечения информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» Охотского муниципального округа, сельских поселений Аяно-Майского, Комсомольского, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов края.
6. Постоянному комитету Думы по вопросам социальной политики ходатайствовать о внедрении тарифных принципов и районного регулирования заработной платы в сфере здравоохранения с учетом уровня квалификации специалистов, условий труда и районного регулирования (в этом случае минимальный размер оплаты труда должен служить базой для тарифного регулирования).
Председатель Совета И.В. Зикунова