Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

25.11.2021 / Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 19.12.2018 № 395 «О регулировании отдельных вопросов в сфере благоустройства на территории Хабаровского края»

     В соответствии с постановлением Законодательной Думы Хабаровского края (далее - Дума, край) от 29.09.2021 № 1088 «О плане работы Законодательной Думы Хабаровского края на IV квартал 2021 года» постоянным комитетом Думы по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (далее - постоянный комитет) проведена работа по осуществлению контроля хода исполнения Закона края от 19.12.2018 № 395 «О регулировании отдельных вопросов в сфере благоустройства на территории Хабаровского края» (далее - Закон края № 395), в рамках которой:

     проанализирована информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее - органы местного самоуправления) и министерства жилищно-коммунального хозяйства края;

     с использованием федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществлен мониторинг внесения изменений в правила благоустройства территорий муниципальных образований края (далее - правила благоустройства), направленных на реализацию Закона края № 395, и их соответствия положениям Закона края № 395;

     осуществлен мониторинг размещения утвержденных схем границ прилегающих территорий на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).

     В большинстве муниципальных образований края в 2019 - 2020 годах в правилах благоустройства определены границы прилегающих территорий с учетом ограничений и требований, установленных Законом края № 395. При этом размеры прилегающих территорий, как правило, не дифференцированы в зависимости от вида разрешенного использования образованного земельного участка и объектов капитального строительства и фактического использования некапитальных строений, сооружений в пределах ограничений, установленных Законом края № 395.

     Вместе с тем в каждом четвертом муниципальном образовании края правила благоустройства не приведены в соответствие с Законом края № 395 в части определения границ прилегающих территорий либо в них внесены изменения, которые противоречат положениям Закона края № 395.

     Только в Амурском, Бикинском, Комсомольском муниципальных районах края и муниципальном районе имени Полины Осипенко края правила благоустройства всех муниципальных образований соответствуют Закону края № 395.

     Не внесены изменения в правила благоустройства, направленные на приведение границ прилегающих территорий в соответствие с положениями Закона края № 395, в следующих муниципальных образованиях края:

     городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» края;

     сельское поселение «Поселок Тумнин» Ванинского муниципального района края;

     Хорское городское поселение муниципального района имени Лазо края;

     Нанайский муниципальный район края:

     Верхненергенское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Джари»;

     Дубовомысское сельское поселение;

     Лидогинское сельское поселение;

     сельское поселение «Поселок Амгунь» Солнечного муниципального района края;

     Хабаровский муниципальный район края:

     Куканское сельское поселение;

     Наумовское сельское поселение;

     Улика-Национальное сельское поселение;

     сельское поселение «Село Челны».

     В правилах благоустройства трех сельских поселений края границы прилегающих территорий были определены в соответствии с Законом края № 395, но затем при принятии новых правил благоустройства положения об определении границ прилегающих территорий были изложены в редакциях, не соответствующих Закону края № 395:

     Виноградовское сельское поселение Вяземского муниципального района края: 28.01.2020 правила благоустройства приведены в соответствие с Законом края № 395, 09.06.2021 принята новая редакция правил благоустройства, в которой границы прилегающих территорий не соответствуют Закону края № 395;

     сельское поселение «Поселок Золотой» муниципального района имени Лазо края: 05.08.2019 правила благоустройства приведены в соответствие с Законом края № 395, 06.02.2020 принята новая редакция правил благоустройства, в которой границы прилегающих территорий не соответствуют Закону края № 395;

     Малышевское сельское поселение Хабаровского муниципального района края: 14.03.2019 правила благоустройства приведены в соответствие с Законом края № 395, 31.08.2020 принята новая редакция правил благоустройства, в которой содержатся нормы, не соответствующие Закону края № 395.

     В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3 Закона края № 395 пересечение границ прилегающих территорий не допускается, а пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона края № 395 установлено, что в случае если фактическое расстояние между зданиями, строениями, сооружениями, образованными земельными участками меньше суммарного расстояния, определенного в соответствии с указанной частью, границы прилегающих территорий определяются пропорционально площади образованных земельных участков, а в случае если земельный участок не образован, - площади соответствующего здания, строения, сооружения.

     Вместе с тем в 32 городских и сельских поселениях края правила благоустройства содержат норму, устанавливающую, что при пересечении прилегающих территорий двух и более объектов, размеры которых фактически составляют менее размера, установленного муниципальным правовым актом, их размеры определяются половиной расстояния между объектами, что не соответствует положениям Закона края № 395. Указанная норма содержится в правилах благоустройства следующих городских и сельских поселений края:

     Аимское сельское поселение Аяно-Майского муниципального района края;

     Верхнебуреинский муниципальный район края:

     Аланапское сельское поселение;

     сельское поселение «Поселок Алонка»;

     сельское поселение «Поселок Герби»;

     Согдинское сельское поселение;

     Среднеургальское сельское поселение;

     Вяземский муниципальный район края:

     сельское поселение «Село Кукелево»;

     сельское поселение «Село Отрадное»;

     Нанайский муниципальный район края:

     сельское поселение «Село Верхняя Манома»;

     Синдинское сельское поселение;

     городское поселение «Рабочий поселок Многовершинный» Николаевского муниципального района края;

     Охотский муниципальный район края:

     городское поселение «Рабочий поселок Охотск»;

     Аркинское сельское поселение;

     Булгинское сельское поселение;

     сельское поселение «Поселок Морской»;

     сельское поселение «Поселок Новое Устье»;

     Советско-Гаванский муниципальный район края:

     городское поселение «Рабочий поселок Заветы Ильича»;

     городское поселение «Рабочий поселок Майский»;

     сельское поселение «Село Эворон» Солнечного муниципального района края;

     Тугуро-Чумиканский муниципальный район края:

     сельское поселение «Село Алгазея»;

     сельское поселение «Село Тором»;

     сельское поселение «Село Удское»;

     Ульчский муниципальный район края:

     сельское поселение «Село Дуди»;

     Киселевское сельское поселение;

     Мариинское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Нижняя Гавань»;

     Тахтинское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Ухта»;

     Хабаровский муниципальный район края:

     Анастасьевское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Казакевичево»;

     Малышевское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Петропавловка».

     В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона края № 395 установленный порядок определения границ прилегающих территорий не распространяется на многоквартирные дома, указанные в части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть на многоквартирные дома, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

     Вместе с тем в правилах благоустройства девяти городских и сельских поселений края для многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, границы прилегающей территории определены шириной от фасадной части многоквартирного дома до середины территории, находящейся между домами, но не более 30 метров, за исключением территорий, используемых для эксплуатации нежилых помещений в многоквартирном доме, что не соответствует Закону края № 395. Указанная норма содержится в правилах благоустройства следующих городских и сельских поселений края:

     Вяземский муниципальный район края:

     сельское поселение «Поселок Дормидонтовка»;

     сельское поселение «Село Забайкальское»;

     муниципальный район имени Лазо края:

     городское поселение «Рабочий поселок Мухен»;

     Гвасюгинское сельское поселение;

     Долминское сельское поселение;

     Могилевское сельское поселение;

     Черняевское сельское поселение;

     Хабаровский муниципальный район края:

     Корфовское городское поселение;

     Ракитненское сельское поселение.

     Порядки подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий утверждены в 24 муниципальных образованиях края, при этом в половине из них порядки утверждены после направления постоянным комитетом запросов о ходе исполнения Закона края № 395.

     По поступившей информации, еще в 18 муниципальных образованиях края порядки подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий в настоящее время разрабатываются.

     В девяти муниципальных образованиях края в порядки подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий включены нормы, устанавливающие размеры границ прилегающих территорий, при этом они не соответствуют ограничениям, установленным Законом края № 395. Указанные нормы содержатся в порядках подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий следующих городских и сельских поселений края:

     Вяземский муниципальный район края:

     Виноградовское сельское поселение;

     сельское поселение «Село Кедрово»;

     муниципальный район имени Лазо края:

     Хорское городское поселение;

     Георгиевское сельское поселение;

     Могилевское сельское поселение;

     Полетненское сельское поселение;

     сельское поселение «Поселок Сидима»;

     Ситинское сельское поселение;

     сельское поселение «Поселок Морской» Охотского муниципального района края.

     Мониторинг размещения утвержденных схем границ прилегающих территорий на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет» показал, что схемы границ прилегающих территорий размещены только на сайтах городского округа «Город Хабаровск» (2 058 схем) и администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района края (129 схем).

     При этом необходимо отметить, что все 129 схем границ прилегающих территорий размещены на сайте администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района края двумя файлами, что значительно затрудняет поиск схем заинтересованными лицами.

     Необходимо отметить, что главы отдельных сельских поселений края ошибочно полагают, что полномочия по подготовке схем границ прилегающих территорий относятся к вопросам местного значения муниципального района.

     Администрации отдельных поселений края отсутствие работы по подготовке схем границ прилегающих территорий обосновывают отсутствием заявителей или многоквартирных домов в поселении. Вместе с тем указанная работа не носит заявительный характер и схемы границ прилегающих территорий могут быть подготовлены не только для многоквартирных домов, но и для других зданий, строений, сооружений, а также образованных земельных участков.

     В качестве проблемных вопросов, сдерживающих реализацию Закона края № 395, органами местного самоуправления отмечены:

     отсутствие в органах местного самоуправления картографических материалов в необходимых масштабах, а также технологических и программных средств, необходимых для подготовки схем;

     отсутствие специалистов, владеющих навыками работы в графических программных средствах;

     отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования.

     Органами местного самоуправления отмечена необходимость оказания им методической помощи в подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов, направленных на реализацию Закона края № 395.

     При этом министерство жилищно-коммунального хозяйства края проинформировало постоянный комитет, что ввиду отсутствия запросов от органов местного самоуправления о разъяснении порядка реализации Закона края № 395 в 2021 году методическая помощь им не оказывалась.

     В июне 2021 года в Закон края № 395 внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что правилами благоустройства дополнительно могут регулироваться вопросы установки информационных стендов на прилегающих к многоквартирным домам территориях (далее - информационные стенды), включая виды размещаемой на них информации, а также общие требования к характеристикам таких информационных стендов.

     В 26 муниципальных образованиях края правила благоустройства дополнены положениями об установке информационных стендов. По поступившей от органов местного самоуправления информации, еще в 39 муниципальных образованиях края изменения в правила благоустройства по этому вопросу планируется внести до конца 2021 года.

     В ряде сельских поселений края отражение в правилах благоустройства положений, касающихся установки информационных стендов, не планируется в связи с отсутствием в поселениях многоквартирных домов.

     Администрация городского округа «Город Хабаровск» полагает нецелесообразным включать в правила благоустройства положения, регулирующие вопросы установки информационных стендов, так как пунктом 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусмотрены следующие способы раскрытия информации организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами:

     на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

     на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

     на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

     на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет».

     Для каждого из способов раскрытия информации установлен перечень раскрываемой информации.

     При этом для установки информационных стендов необходимо определить источник финансирования. В соответствии с действующим законодательством данные работы должны проводиться за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, что в свою очередь увеличит финансовую нагрузку на них.

     Администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино» придерживается аналогичной позиции.

     На основании изложенного постоянным комитетом решено отметить активную положительную практику работы администрации городского округа «Город Хабаровск» по подготовке и утверждению схем границ прилегающих территорий.

     Постоянный комитет также решил рекомендовать органам местного самоуправления:

     привести в соответствие с Законом края № 395 правила благоустройства и порядки подготовки и утверждения схем границ прилегающих территорий;

     активизировать работу по подготовке и утверждению схем границ прилегающих территорий;

     при размещении утвержденных схем границ прилегающих территорий на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет» предусматривать возможность их поиска заинтересованными лицами по адресу зданий, строений, сооружений.

     Министерству жилищно-коммунального хозяйства края даны рекомендации:

     рассмотреть возможность оказания содействия органам местного самоуправления в решении проблемных вопросов реализации Закона края № 395, перечисленных в данном решении;

     оказать органам местного самоуправления методическую помощь в реализации Закона края № 395.


Версия для печати: