Размер шрифта и интервал:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

19.06.2017 / Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 09.12.2015 № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

ИНФОРМАЦИЯ
о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 09.12.2015 № 150
«Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
(по состоянию на 01.06.2017 года)
 

     Информация о ходе исполнения Закона Хабаровского края от 09.12.2015 № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон края № 150, край) рассмотрена на заседании постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса 07 июня 2017 года. В результате рассмотрения постоянный комитет отметил следующее.

     В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в крае принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

     Принят Закон края № 150, постановлением Правительства края от 20.12.2016 № 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).

     В настоящее время министерством жилищно-коммунального хозяйства края разрабатываются и будут представлены на утверждение в 2017 году:

     постановление Правительства края «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края»;

     постановление Правительства края «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края»;

     постановление Правительства края «Об утверждении условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов»;

     приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства края «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

     Сфера обращения с ТКО на территории края остается одной из актуальных проблем. Объем ежегодно образующихся в крае ТКО оценивается в 722 тыс. тонн. При этом доля отходов, направляемых во вторичное использование, составляет всего 4,9 процента. Захоронение неотсортированных отходов ведет к потере до 90 процентов полезной продукции, обладающей большим ресурсным потенциалом.

     Большинство объектов размещения ТКО в крае не оснащены системами сбора образующегося фильтрата и дегазации, отсутствует обваловка и ограждение мест размещения отходов, не осуществляется производственный контроль на объектах. Нарушение правил эксплуатации объектов размещения отходов влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, загрязнение подземных вод образующимся фильтратом, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих населенных пунктов.

     Одной из ключевых проблем экологической безопасности на территории края является образование несанкционированных мест размещения ТКО (свалок), то есть они располагаются на не отведенных для целей размещения отходов землях либо не имеют правоустанавливающей документации.

     Так, в Хабаровском муниципальном районе сбор ТКО производится контейнерным способом на основании заключенных договоров организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Собственники индивидуальных жилых домов самостоятельно заключают договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Вывоз отходов осуществляется на комплекс обработки и размещения ТКО и других отходов в районе с. Ильинка (эксплуатирующая организация ООО «ИНА-ДВ»).

     В районе в настоящее время санкционированно размещается около 28,5 тыс. тонн отходов в год из общего количества образуемых, остальные отходы 4 и 5 класса опасности (более 20 тыс. тонн) размещаются несанкционированно на исторически сложившихся свалках вблизи населенных пунктов, а также в лесных полосах, полях, где осуществляется их незаконный сброс.

     Особенно острой эта проблема стала для Мичуринского сельского поселения после закрытия Березовской свалки и ввода в эксплуатацию мусороперегрузочной станции «Северная». Из-за увеличившихся в разы тарифов возросло количество несанкционированных мест сброса мусора и ТКО в районе данной станции на территории поселения. Также из-за возросших тарифов и отказа эксплуатирующей Ильинскую свалку организации принимать дополнительные объемы мусора от предприятий города Хабаровска продолжается захламление отходами территории в районе сел Дружба, Ильинка, Некрасовка, Ракитное.

     В целях предупреждения, недопущения и ликвидации несанкционированных свалок разработаны мероприятия в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Хабаровского муниципального района на период до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 05.05.2014 № 1172.

     В Тугуро-Чумиканском муниципальном районе числящаяся в реестре муниципального имущества свалка отходов не отвечает требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

     Администрация Бикинского муниципального района полагает неэффективным строительство полигона для захоронения отходов из-за малых объемов ТКО, образующихся на территории района в течение года, и отмечает, что для решения проблем в области обращения с отходами необходимо строительство площадок временного хранения ТКО, на которых будет производиться сортировка отходов. Для решения вопроса по вовлечению вторичного сырья в переработку предлагается создание сети приемных пунктов, куда население могло бы сдавать стеклянные, пластиковые бутылки и другие подлежащие переработке отходы. Существует необходимость приобретения небольших установок по сжиганию твердых отходов, оставшихся после сортировки.

     Несмотря на то, что территориальная схема утверждена в декабре 2016 года, до настоящего времени не устранены ее существенные недостатки.

     Так, например:

     не учтена транспортная доступность в отдельных муниципальных районах края (в некоторых районах есть только железнодорожное сообщение);

     в связи с отсутствием специализированных полигонов отходы предлагается размещать на площадках временного складирования ТКО, не определен временный порядок обращения с отходами на период до ввода в эксплуатацию мусороперегрузочных станций;

     в схеме не учтена необходимость утилизации либо переработки отходов лесной и деревоперерабатывающей промышленности;

     более целесообразным явилось бы разделение территориальной схемы на две составляющие - обращение с промышленными отходами и с коммунальными отходами;

     не нашел своего отражения вопрос организации раздельного сбора ТКО.

     В Охотском муниципальном районе согласно территориальной схеме предусмотрено строительство четырех мусоросжигательных установок. Определенные под строительство указанных объектов места на территории трех поселений не соответствуют требованиям санитарных правил и норм к объектам размещения отходов, так как находятся в водоохраной зоне (городское поселение «Рабочий поселок Охотск», Булгинское и Аркинское сельские поселения). Кроме этого, площадка временного хранения отходов, образующихся в процессе производства и потребления населения городского поселения «Рабочий поселок Охотск», находится в черте населенного пункта в непосредственной близости от жилых домов (около 350 м).

     Администрация Охотского муниципального района предлагает в территориальной схеме предусмотреть строительство полигонов ТКО вместо мусоросжигательных установок.

     В Советско-Гаванском муниципальном районе в рамках концессионного соглашения с ООО «Полигон-Сервис» ведется строительство объекта «Районный полигон по утилизации отходов производства и потребления». Из бюджета района на строительство направлено 13 млн. рублей, мероприятие включено в Перечень краевых адресных инвестиционных проектов на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, в соответствии с которым в 2017 году планируется выделение бюджетных ассигнований в размере 5 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию первой очереди (пускового комплекса) полигона - 31 декабря 2017 года.

     Одним из показателей подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными отходами» государственной программы края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края от 07.06.2012 № 185-пр, является доля ТКО, захораниваемых на объектах размещения отходов, отвечающих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, который выполнен на 46,7 процента, что соответствует норме за I квартал 2017 года.

     В связи с тем, что федеральное законодательство в области обращения с отходами направлено на уменьшение количества ТКО, предназначенных для захоронения, министерством жилищно-коммунального хозяйства края планируется внесение изменений в указанную программу в части уменьшения данного показателя.

     Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     В связи с этим министерством жилищно-коммунального хозяйства края совместно с органами местного самоуправления организована работа по проведению государственной экологической экспертизы территориальной схемы, которая включает в себя проведение общественных обсуждений объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

     Во всех муниципальных образованиях данное мероприятие проведено, материалы направлены в министерство природных ресурсов края для прохождения экологической экспертизы. Приказом министерства природных ресурсов края от 31.03.2017 № 4-п организована и проводится государственная экологическая экспертиза территориальной схемы. По результатам экологической экспертизы министерством жилищно-коммунального хозяйства края начнется работа по внесению изменений в территориальную схему.

     После внесения изменений в территориальную схему планируется осуществление конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО. Планируемый срок отбора регионального оператора - до конца 2017 года.

     На сегодняшний день федеральные законы, регулирующие сферу обращения с ТКО, а именно: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - по-разному регулируют полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

     В процессе правоприменения положений указанных федеральных законов о компетенции муниципальных районов в области обращения с ТКО их буквальное несовпадение может вызывать трудности в случае, когда решение вопроса местного значения об участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО законом субъекта Российской Федерации закреплено за сельскими поселениями.

     В таком случае компетенция муниципального района об участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО, прописанная в Федеральных законах № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», дублирует аналогичную компетенцию сельских поселений.

     В крае вопрос местного значения - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО - закреплен за сельскими поселениями в соответствии с Законом края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения».

     Постоянный комитет Законодательной Думы края по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса решил принять рассмотренную информацию к сведению, а Правительству края рекомендовать доработать территориальную схему с учетом замечаний и предложений органов местного самоуправления муниципальных образований края; разработать «дорожную карту» по внедрению реформы обращения с отходами в крае.

     Кроме того Правительству края предложено активизировать деятельность рабочей группы по реализации на территории края Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с привлечением представителей Законодательной Думы края.

     Себе депутаты поставили задачу рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки проекта федерального закона, направленного на конкретизацию полномочий органов местного самоуправления.
 


Версия для печати: