Размер шрифта:
А
А
А
Цветовая схема:
А
А
А
А
Картинки:
Скрыть

06.10.2015 / Специальный выпуск "Региональные вести"

ТАТЬЯНА МОВЧАН: «НОВУЮ СИСТЕМУ ВЫБОРОВ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ НА ПРАКТИКЕ»

     В нынешнем году глав муниципальных районов в Хабаровском крае выбирают по новой системе, впервые отойдя от всеобщих прямых равных выборов путем тайного голосования. О том, как проходит данный процесс и с какими проблемами приходится сталкиваться, рассказала депутат Законодательной Думы Хабаровского края Татьяна Мовчан.

     - Татьяна Николаевна, закон о новой системе выборов уже действует, в Аяно-Майском районе таким образом уже избран новый глава, в районе им. П. Осипенко процедура заканчивается, в Хабаровском районе прошло заседание конкурсной комиссии, определившее двух кандидатов. Давайте напомним, в чем смысл новой системы?

     - В мае этого года Законодательная Дума Хабаровского края приняла закон №53, который уже вступил в законную силу. Он был принят в соответствие с федеральным законом №8-ФЗ, который установил новый способ выборов глав муниципальных образований. До этого в нашей стране было разрешено только два способа выборов глав муниципальных образований - всеобщие прямые равные при тайном голосовании, а также из числа депутатов местного собрания. Но 2 марта федеральный закон №8-ФЗ определил, что теперь появился третий способ выборов - посредством конкурса.

     - Но в Хабаровском крае применялся только один способ выборов?

     - Действительно, раньше в крае действовал закон №15, который определял единую норму выборов глав муниципальных образований - всеобщие прямые равные при тайном голосовании. В свое время мы не пошли на то, чтобы установить право выборов глав из числа депутатов.

     - Какова причина введения нового способа?

     - Сегодня мы все видим, что резко упала явка избирателей на выборы. Последние выборы в Думу показали, что эта цифра - чуть более 9 процентов. Поэтому мы решили отойти от консерватизма, и посмотреть, как будет работать новый способ. Ну и есть другая проблема, она даже озвучивалась на уровне правительства края. В последнее время к власти в районах и поселениях не редко приходят люди, которые в дальнейшем не могут исполнять данные им полномочия. Мы знаем таких глав, у нас уже были прецеденты, когда руководители сами складывали полномочия. То есть, пришло время что-то менять.

     - Но закон о новой системе выборов был принят только для ряда районов края...

     - Действительно, было принято решение взять только 8 районов - все северные, поскольку там очень сложная обстановка с кадрами, а также два южных, в которых в нынешнем году были запланированы выборы - это Хабаровский и Вяземский районы.

     - Возникали ли какие-то проблемы при принятии или применении закона?

     - В плане принятия закона проблем не было - он принят правильно, не противоречит федеральному законодательству, на что есть заключение прокуратуры и краевого суда. Но возникли проблемы с правоприменительной практикой. Например, в Вяземском районе глава сложил полномочия до принятия закона. И прокуратура сказала: если глава сложил полномочия до принятия закона, то его приемник выбирается при помощи прямых всеобщих равных выборов. Но собрание депутатов решило по-своему - выбирать главу района по конкурсу, как то было указано в новом краевом законе. Прокуратура подала в краевой суд заявление на собрание депутатов, и было принято решение в пользу прокуратуры. Конкурс уже шел, его отменили, собрание назначило прямые выборы на 29 ноября: началось формирование списка кандидатов, заявления уже подали 5 человек. Но за день до того, как должен был закончиться прием заявлений, состоялось заседание Верховного суда, где было принято решение по Вяземскому району о том, что там все-таки должны быть выборы по конкурсу. То есть, каждый читал по-своему, но решение Верховного суда окончательное, и сейчас в районе начнется весь процесс выборов по конкурсу заново.

     - В следующем году будут выборы уже в других районах края - как будут проходить они?

     - В 2016 году, если не будет принято нового краевого закона, выборы в районах, не вошедших в список вышеуказанных восьми, будут только прямые. Допустим в моем округе, в районе им. Лазо на следующий год будут выборы в п. Хор: район в список не попал, там должны быть прямые выборы. Но губернатор может выйти с инициативой, и внести изменения в закон, чтобы, например, именно в поселке Хор прошли выборы по конкурсу.

     - То есть, сейчас идет обкатка закона, и по результатам уже будет решено: вводить ли новую систему в остальных районах?

     - Именно так. Сегодня у закона практически нет правоприменительной практики, поэтому даже хорошо, что приходится проходить через суды, создавая тем самым прецеденты, необходимые для дальнейшей его реализации.

     - Как вы думаете, почему против новой системы протестует народ и оппозиция?

     - Потому что у нас существует протестная система. Политическая борьба всегда имела место, особенно если это связано с выборами должностных лиц.  Смысл нового способа таков, что сегодня оценку кандидату в главы района дает не народ, которому голословно можно пообещать что угодно, а авторитетная комиссия, которую не проведешь.

     - Кто входит в состав конкурсной комиссии?

     - Если это выборы главы района, то 50 процентов от ее числа назначается губернатором, 50 процентов - местным собранием депутатов. То есть, в комиссию входят как эксперты в государственном и муниципальном управлении, так и уважаемые, в конкретном районе люди, которым можно доверить такой выбор.

     - А кто может стать кандидатом? Их кто-то выдвигает, рекомендует или кто сам захотел, тот и пришел?

     - В этих выборах не участвуют партии, нет никаких выдвижений и рекомендаций. Просто есть перечень документов, которые кандидат должен предоставить. Конкурсная комиссия смотрит, все ли нормально с документами, и объявляет день конкурса. Кандидат приходит на комиссию и излагает сначала свою программу развития района, а затем отвечает на вопросы. Но в этой процедуре и заложен главный принцип отбора кандидатов. Наверное, каждый из нас, как избиратель, получал листовки от кандидатов разного уровня выборов, включая районные и поселковые. Что нам только не обещали: и поднять уровень зарплат, и увеличить пенсии, и каждому по квартире, и снижать налоги для бизнеса…

     Потом избирают такого «соловья», люди спрашивают - где обещанное? А в ответ - извините, я не знал, что это не мои полномочия… Этот номер в данной системе выборов не пройдет. В комиссии люди опытные, хорошо знают ситуацию на местах, как правило, юристы, экономисты, предприниматели со стажем. И они выберут наверняка, тех людей, чья программа развития района или поселения наиболее реалистична.

     - Но комиссия все-таки не делает окончательный выбор?

     - Конечно, нет. Комиссия отбирает кандидатов, а выбирают главу депутаты. При этом нужно не забывать, что этих депутатов, в свою очередь, выбрал народ. Чтобы понять, насколько хорош новый метод - его нужно использовать, он должен поработать. А люди оценят, кому стоит больше доверять - тем, кто умеет красиво говорить или прагматикам.

Галина САМОЙЛОВА.

    

В КРАЕ ПРИНЯТ ЗАКОН О БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

     В Хабаровском крае принят закон «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

     Изменения дополнили закон новыми понятиями: «эвтаназия безнадзорных животных» и «информирование населения». Первая позволит не допустить возврат отловленных агрессивных безнадзорных животных в места их прежнего обитания. И через 12 дней после отлова, если не найдется желающих забрать животное домой, его усыпят с помощью препарата на основании заключения ветеринара. Чтобы обеспечить гарантии прав собственников домашних животных, граждан будут информировать о плановых мероприятиях по отлову безнадзорных животных за пять дней. Кроме того, будет создан учет отловленных безнадзорных животных. Попавшие в учреждение по отлову животные, имеющие признаки домашнего (ошейник, клеймо, чип и т.д), будут содержаться в нем в течение шести месяцев, пока не объявится собственник.

     По словам председателя комитета Законодательной Думы Хабаровского края по социальной защите населения и здравоохранению Ирины Штепа, в краевой столице существуют питомники, которые готовы работать в рамках утверждаемого закона. «При этом ни в коей мере не ограничиваются права зоозащитников, которые, как и раньше, могут осуществлять свою общественную деятельность по работе с животными», - отметила Ирина Штепа.

     Сергей Безденежных подчеркнул, что стоит в первую очередь помнить о моральной стороне вопроса.

     Сергей Луговской отметил: «В любой семье, где есть любимое домашнее животное, поймут, насколько тяжела его потеря, но это не значит, что сегодня мы не должны защищать людей, которые подверглись нападениям животных. Мы можем много и долго рассуждать, но надо принимать решение, которое будет способствовать более эффективной реализации этого закона».

     По словам депутата Сергея Сокуренко, зоозащитники не всегда могут попасть в питомники, которые отлавливают и содержат бродячих животных. «Отсутствие в этом деле информированности и взаимосвязи  между двумя сторонами, естественно, вызывает волнение и вопросы. И важно, что сегодняшний законопроект содержит положения по формированию банка данных и возможности представления сведений о животных, которые попали или попадут в эти  учреждения. Внесенная поправка так и звучит: «обеспечить учет отловленных безнадзорных животных и предоставление заинтересованным физическим и юридическим лицам сведений об этих животных». Это, на мой взгляд, очень важное положение, и оно позволит зоозащитникам и другим заинтересованным людям иметь возможность забрать животное и обеспечить ему заботу. Вместе с тем обращаюсь к управлению ветеринарии с просьбой сделать доступным и открытым этот банк данных и эту работу».

     Виктор Постников поддержал Сергея Сокуренко и попросил обратить внимание на то, чтобы в создаваемой системе был четко выстроен и работал алгоритм получения информации о потерянном животном. «Чтобы как в «скорой помощи»: потерял собаку, четко знаешь, куда звонить».

     Большинством голосов депутаты краевого парламента поддержали законопроект.

     

     


Версия для печати: